В этой статье мы расскажем, зачем нужна маркировка, как она работает, что нужно для подготовки и поможем найдите лучшие программы для маркировки товаров для вашего бизнеса. 

Что такое маркировка и зачем она нужна 

Маркировка товаров — это контрольно-идентификационный знак (КиЗ), так называемый штрих-код, который наносится на товар. Создать такой код может только Центр развития перспективных технологий - это единый оператор маркировки. С помощью КиЗ отслеживается движение товара от производства до продажи и его идентификация. Данные о товаре, передаются в информационную систему на каждом этапе. В этом вам помогут такие программные обеспечение как: 

СБИС

ITProject RFID KiZ

МодульКасса

DataMobile Маркировка и др.

Суть маркировки товара состоит в том, чтобы искоренить контрафакт. Первым шагом в этом стал ввод ЕГАИСа и контроль качества спиртной продукции с помощью акцизной марки, в 2005 году. Таким образом государство контролировало производимую спиртную продукцию и знало обо всем ввезенном легальном алкоголе. Но все таки потом стало заметно, что продаж алкоголя больше, чем производства - значит контрафакт остался. 

Следующим шагом стал подписанный ФЗ 182 в 2015 году, регламентирующий для каждого магазина считывание марки алкогольной продукции. Помимо товарного штрих-кода, необходимо считывать также штрих-код PDF417 при приеме и продаже товара. Эти данные передаются в ФСРАР, чтобы ведомство видело бутылки, которые принимает и продает магазин. Этот шаг позволил сократить контрафакт спирта на 20%.

Из этого получается, что только получив алкогольную лицензию можно продавать алкоголь. Но для любых других товаров лицензия не нужна — поэтому маркировка товаров стала еще одним способом борьбы с контрафактом.

Какие товары обязательно маркировать и что такое “Честный знак”

Проведение реформы по внедрению обязательной маркировки товаров запланировано на 5 лет с 2019 до 2024 года. Пока неизвестно какие именно направления войдут в окончательный приказ, но выбор конечно же падает в первую очередь на те, которые больше всего подвержены контрафакту.

Системы регулирующие меховые изделия и лекарства, демонстрируют свою эффективность. Так, легальный оборот за год в производстве меховых изделий вырос в 10 раз, а в сфере медикаментов были пресечены огромные нарушения.


Перечень групп товаров, обязательных к маркировке:

  • табак и изделия из табака
  • кухонное и спальное белье
  • обувь
  • лекарственные препараты
  • парфюмерия
  • верхняя одежда
  • фотоаппаратура
  • кроме кинокамер
  • все лечащие препараты
  • автомобильные шины и покрышки
  • пивные напитки
  • одежда из кожи и меха
  • молочная продукция
  • ювелирные изделия

Честный знак - это система для прослеживаемости товаров, созданная для того, чтоб потребитель сам мог сообщать контролирующим органам о контрафактах с помощью приложения для мобильного телефона. Считав код Data Matrix или какой либо другой тип маркировки на упаковке товара потребитель сразу получает результат проверки. 

Почему маркировка не станет проблемой для бизнеса и покупателей

  • Благодаря простому в производстве КиЗ.  Для того, чтобы уменьшить сложности для бизнеса и покупателей ЦРПТ установил двухмерный код Data Matrix для всех товаров кроме алкоголя и меховых изделий. Такой код является самым дешевым и простым в производстве. Для его считывания достаточно 2D- сканера, что значительно уменьшает затраты на систему маркировки.
  • Благодаря передаче данных в систему маркировки через ОФД. ЦРПТ добавляет к товарам дополнительный штрих-код, который при продаже сканируется и отображается в чеке. Ведь все у кого есть касса, должны передавать данные в ОФД и этот штрих-код является самым простым способом для передачи этих данных обо всех маркированных товарах.

Что будет, если потребитель захочет купить товар, которого нет в системе маркировки

При покупке такого товара, система оповещает и продавца и покупателя о том, что продукт возможно является контрафактом. Но она не запрещает совершение этой сделки.


Что такое Национальный каталог товаров?

Национальный каталог товаров является одним из главных систем маркировки “Честный знак”. В нем будут собраны все названия товаров, которые подлежат обязательной маркировке, а также их описание. Как сообщается, к 2024 году более 15 категорий с товарами получат свой идентификационный код, а в каждой категории большое количество отдельных позиций товаров. 

Каждый продукт получит свой унифицированный файл с документами и описанием характеристик. Основным преимуществом этого каталога является невозможность появления копий от начала и до конца пути товара в обороте. Эта система будет обеспечивать:

  • обязанность для производителя или продавца наносить сгенерированный с помощью отечественных криптотехнологий идентификаионный код.
  • контроль всего логистического пути продукта.
  • подтверждение легальности товара при продаже, с помощью фискального накопителя.

Главными преимуществами Национального каталога перед потребитеем и производителем являются:

  • экономия средств на описаниях товаров для различных контрагентов
  • постоянное расширение сервиса и предложение нового функционала
  • бесплатный доступ к каталогу без ограничений
  • управлением данными будет заниматься ЦРПТ.
  • Data Matrix код и его криптозащищенность
  • Data Matrix код наносится при производстве товара и предоставляет доступ к информаци о продукте в базе данных системы «Честный знак». С помощью него, предоставляется доступ ко всей информации о товаре: 
  • место
  • дата и время производства
  • срок годности
  • процесс перехода товара от собственника к собственнику
  • дата и место продажи. 

Его практически нельзя повторить из-за сложных криптографических технологий.

Data Matrix код имеет в себе:

  • код идентификации, определяющий позицию товара в системе и едином каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост), генерирующийся оператором.

Основным отличием Российской системы маркировки от других стран, является то, что код выпускается в одном месте.Только ЦРПТ занимается выпуском этого кода. В других же странах свой код выпускает каждое предприятие.

Подготовка бизнеса к маркировке и выбор оборудования

Не знаете как подготовить свой бизнес к маркировке товаров? Мы попробуем в этом помочь. Воспользуйтесь нашим каталогом программ для маркировки товаров. Для средних и крупных предприятий внедрение маркировки может растянуться на срок от 3 до 6 месяцев, тогда как малый бизнес справится с этим за 1-2 месяца. На срок могут влиять различные факторы, например: слаженная работа вашего коллектива, бюджет и конечно же спрос на услуги специалистов по маркировке. Допустим, во время пика внедрения маркировки шуб, время свободных специалистов и обеспечения нужным оборудованием составлял около месяца.


Вот пять шагов, которые помогут вам внедрить маркировку в вашу компанию:

  1. Необходимо назначить ответственного из коллектива сотрудника за данный процесс. Ему нужно будет разобраться в этом процессе, изучить законодательство на эту тему и конечно же быть в курсе последних изменений.
  2. Далее необходимо составить план действий и схему по всему процессу внедрения, продумайте следующее: какие потребуются сотрудники; задачи, которые они будут выполнять; бюджет который потребуется для внедрения маркировки.
  3. Четко спланируйте весь бюджет так, чтобы ваша компания не понесла больших незапланированных затрат.
  4. Приобретите необходимое для маркировки оборудование и учетную программу (например СБИС: для магазинов и аптек, МойСклад и Контур.маркет.
  5. Составьте график процесса и на каждый этап назначьте ответственного.

Теперь расскажем как же выбрать подходящее для вашего бизнеса оборудование и познакомим вас с видами онлайн-касс:


Автономные кассы (не подходят для продажи маркированным товаром!) – это самые простые и бюджетные кассы, их стоимость начинается от 10 т.р. Такие кассы работают не подключаясь к компьютеру и учетной программе, именно поэтому и называются «автономными». 

Ньюджеры (продажа маркированного товара возможна, но крайне не удобна) – это более современный вариант автономной кассы. Дисплей в такой кассе графический, вместо цифрового. Есть возможность подключить к ней сканер штрих-кода. Стоимость начинается от 11 т.р.

Смарттерминалы (рекомендован для совершения продажи, если же необходимо выполнять несколько операций работать будет неудобно) – такая касса считается полноценным инструментом для работы с маркированным товаром. Её стоимость начинается от 15 т.р. Представляет собой корпус, в котором соединены планшет и фискальный регистратор, также дает возможность подключения дополнительного оборудования. 

Фискальный регистратор (рекомендуется для небольших предприятий, в которых совершается несколько действий с товаром) – это устройство, которое содержит в себе как фискальный накопитель, так и инструменты для печати чека. Стоимость начинается от 12 т.р. Все операции проходят через учетную программу на ПК пользователя, а устройство только регистрирует и распечатывает чек. Без ПК фискальный регистратор не будет работать. 

Чек-лист: что нужно для внедрения системы маркировки

Для того, чтобы в дальнейшем было легче определиться с оператором и наладить работу с контрагентами, советуем начать с введения электронного документооборота.

Позаботьтесь о приобретении необходимого оборудования, которое позволит считывать Data Matrix код.

Узнайте, установленные у вас ПО могут работать с маркированным товаром, или же вам придется приобрести новое.

Позаботьтесь о том, что бы ОФД мог самостоятельно передавать сведения в ЦРПТ. Воспользуйтесь таким решением как Контур.маркировка

Займитесь вопросом хранения и учета кодов маркировки, если необходимо обзавестись подходящей учетной системой.

Определитесь, каким образом будут передаваться сведения в “Честный знак”. Воспользуетесь своим решением или же теми что предлагают профильные ИТ-компании, такими как Клеверенс.

Если вы нашли ошибку в тексте, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите ctrl + enter

Теги

Комментариев нет

Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке

Популярное